Интервью с Владимиром Николаевичем ФИЛИППОВЫМ. «Если в поход страна позовет…»

«Санкт-Петербургские ведомости». 21.02.2014.

Можно по-разному относиться к Первой мировой войне, столетие со дня начала которой мы отметим в августе нынешнего года.
Сегодня многие историки говорят: если бы не эта война, не было бы и революции, не распалась бы Российская империя, не было бы и тех неимоверных бед, которые выпали на долю России в ХХ веке.
Но чем виноваты тысячи наших соотечественников, честно и достойно выполнявших на той войне воинский долг, а потом вычеркнутых из истории и нашей памяти…
По мнению Владимира Филиппова, поиск забытых погребений воинов Русской армии, погибших в Первой мировой войне, и достойное увековечение их памяти – это возвращение исторического долга.

– Владимир Николаевич, сегодня применительно к Первой мировой в публицистике существует клише – «забытая война». Но ведь на протяжении практически всего ХХ века ей были посвящены десятки, сотни научных трудов…

– Действительно, Первая мировая война не забыта среди профессионалов. У меня много друзей – военных историков, которые всю жизнь посвятили изучению этой войны. Но когда мы говорим слово «профессионалы», это не значит страна и народ. Война становится забытой тогда, когда потомки забывают, что их прадеды воевали на той войне… Слава богу, что сейчас наступило время, когда руководство нашей страны приняло решение: надо начинать вспоминать эту войну – ее историю и павших героев.

– В истории России есть такой феномен – войны, которыми не гордились. Они хоть и принесли России военный успех, но не придали ей особенного уважения. Среди них – «усмирение Польши» 1830 – 1831 годов, венгерская война 1848 – 1849 годов, принесшая России «славу» жандарма Европы… Находится ли Первая мировая война в этом ряду?

– Необходимо рассматривать события по исторической логике той эпохи. В перечисленных вами военных конфликтах русский император принимал с точки зрения своего времени логичные решения. В том же венгерском походе Российская империя выполняла союзнический долг по отношению к другой империи – Австрийской. Героев «польского похода» воспевал Пушкин… И эти войны в России того времени не считались несправедливыми.

Тем не менее Первая мировая война не находится в том ряду, который вы обозначили. Эта война была для России великой и по своему масштабу, и по своему историческому значению, не случайно ее так и называли, с большой буквы. Почему же она все-таки стала забытой? Возможно, я выскажусь достаточно жестко и с моим мнением не все согласятся, но я считаю, что одной из главных причин было то, что во время этой войны было совершено предательство Российского государства.

В европейской истории было три великие революции: французская, английская и российская 1917 года, объединившая события февраля и октября. Но ни одна из великих европейских революций, хотя они были не менее кровавы и беспощадны, не начиналась тогда, когда на страну наступал враг…

– Но ведь Временное правительство, пришедшее в России к власти после Февральской революции, заявило о верности союзническим обязательствам, и война продолжалась…

– Абсолютно верно. Но вспомните приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В нем предписывалось создать выборные комитеты из представителей нижних чинов, которым передавалось под контроль все оружие и должны были подчиняться в политических выступлениях все воинские части.

Этот приказ уничтожил воинскую дисциплину, на которой держатся все армии мира. А какие меры приняло Временное правительство, чтобы этот приказ был запрещен к распространению на фронте? Да практически никаких…

Но был и еще один акт – уже Временного правительства, сыгравший особую роль в развале армии. Дело в том, что оно разрешило давать офицерский орден Георгия IV степени солдатам, которые заменили офицеров во время боя, а офицерам солдатский Георгиевский крест по решению выборных комитетов… Казалось бы, красивый жест, что тут такого? Но дело в том, что солдатские и офицерские георгиевские награды были равноценны для русских воинов.

Все начинается с малого. Как только началось смешение исторических традиций вручения солдатских и офицерских георгиевских наград, стала исчезать разница между нижними чинами и офицерами, а значит, система единоначалия. Кроме того, огромное значение имела колоссальная антивоенная большевистская пропаганда, действовавшая прежде всего на тех солдат, что пришли на фронт в 1916 – 1917 годах.

– Известен печальный факт: к тому времени только в гвардии было физически выбито 86% кадровых офицеров…

– Примерно такое же соотношение касалось и кадровых солдат. То есть воины, прошедшие предвоенную закалку, понимавшие, что такое присяга, погибли в боях… Более того, новобранцами командовали свежеиспеченные офицеры, которые не имели ни военного, ни боевого опыта.

Но даже эти новые офицерские кадры, верные присяге, были готовы воевать. Приведу пример: летчик прапорщик Эрнст Леман пришел на фронт в 1916 году. За год он получил два солдатских Георгия, еще один – офицерский, и один из лучших авиаторов России, подполковник Александр Казаков, взял его в пару. После Февральской революции 23-летний Леман, когда начался развал армии, стал призывать солдат быть верными присяге. Они его возненавидели, и как только стало известно, что отменены погоны, силой сорвали их с него. Офицер Леман не вынес этого оскорбления и застрелился.

Задокументировано, что в этот период при подобных же обстоятельствах восемьсот офицеров совершили самоубийство. А сколько еще были застрелены, заколоты штыками! В какой еще войне, которую вела Россия, происходило подобное? Офицеров бросило правительство, бросили солдаты, но они продолжали воевать. Единственное, что у них оставалось, – это присяга и офицерская честь. И когда у них срывали погоны, то отнимали последний смысл жизни.

Временное правительство дало солдатам «свободу выбора», а большевистская агитация сталкивала лбами солдат с офицерами. Вторым актом трагедии стал сепаратный Брест-Литовский договор, заключенный большевиками с немцами в марте 1918 года для удержания своей власти. А ведь Россия всегда отличалась тем, что никогда не нарушала данного слова. Иногда даже во вред себе. Напомню, что и в Первую мировую войну Российская империя тоже в немалой степени оказалась вовлеченной потому, что была верна своим союзническим обязательствам.

Повторюсь: мое мнение может кому-то не понравиться, но я считаю, в 1917 – 1918 годах революционные силы совершили предательство своей армии и страны во время войны с неприятелем. Поэтому впоследствии было сделано все, чтобы эта часть нашей истории была забыта, а великих подвигов и жертв, принесенных страной, как будто бы просто не существовало. Их вычеркнули из истории…

– Но ведь снова вспомнили во время Великой Отечественной…

– Еще до начала войны Сталин понял, что для укрепления государства нужно воссоздавать традиции, обращаться к дореволюционному опыту. Война усилила эту тенденцию. Недаром книга Дениса Давыдова – царского генерала, георгиевского кавалера, монархиста до мозга костей – была выпущена огромным тиражом и отправлена в каждый партизанский отряд. Многие фронтовики стали открыто носить свои награды Первой мировой войны. И было письмо 1944 года профессора-кинематографиста Николая Дмитриевича Антощенко Сталину с просьбой восстановить прежние георгиевские награды. Разработали постановление, согласно которому они приравнивались к орденам Славы, но оно так и не было принято. Очевидно, Сталин все-таки чувствовал, что это некая грань, за которой могут быть необратимые политические последствия…

Есть одна совершенно уникальная фронтовая фотография, на которой известный советский писатель и военный моряк Всеволод Вишневский стоит среди других офицеров на фоне поверженного рейхстага в мае 1945 года. На груди у Вишневского – Георгиевский крест и две георгиевские медали. Ведь он воевал на Первой мировой войне – ушел на нее добровольцем…

Эта фотография очень символична, потому что в известном смысле окончание Великой Отечественной войны стало финалом и Первой мировой. Две войны как будто бы объединились, и наконец была взята столица Германской империи – Берлин.

– Еще одна тема – забвение могил и памятников, посвященных павшим солдатам Первой мировой…

– Нет памяти ушедших предков – исчезает страна, самоуничтожается нация. Задача нашего фонда – работать в деле восстановления исторической справедливости. Не только вспомнив павших воинов, но и те проекты по их увековечению, которые остались не осуществлены.

Мы продолжаем деятельность существовавшего с 1915-го по 1918 год Всероссийского общества памяти воинов Русской армии, павших в войну 1914 – 1918 годов. Оно было создано по инициативе жен и матерей генералов Русской армии, митрополитов Русской православной церкви, выдающихся военачальников и государственных деятелей. Летом 1916 года общество устроило всероссийский конкурс на создание проектов храмов, часовен, памятников и памятных знаков на братских и одиночных погребениях. Однако практически ничего по этому конкурсу осуществить не успели по причине последовавших в дальнейшем революционных событий. Мы поставили себе задачу реализовать то, что было задумано тогда, естественно, применительно к требованиям сегодняшнего дня.

– Какова главная задача фонда?

– Первоочередная задача – это возрождение Царскосельского братского кладбища, официального погребения Первой мировой войны, где были похоронены около полутора тысяч воинов, в большинстве своем офицеров и генералов Русской гвардии. В советское время кладбище уничтожили, и неизвестны все имена похороненных там героев. Только совсем недавно, после городского конкурса в 2008 году, нашими специалистами был установлен там гранитный крест-памятник и разработана концепция создания на этой территории государственного мемориального комплекса с храмом-памятником – победителем конкурса 1916 года.

К 1 августа нынешнего года, дню столетия со дня начала Первой мировой, мы должны выполнить один из этапов благоустройства Царскосельского кладбища – привести в порядок братское поле по аналогу Пискаревского мемориального кладбища. В дальнейшем там будут установлены гранитные кресты, посвященные тем полкам, представители которых лежат в этом некрополе.

Также в наших ближайших планах – установка памятной доски герою Первой мировой летчику-истребителю Ивану Орлову на Пушкинской улице, на том доме, где он жил и который ему принадлежал. Кроме того, намереваемся провести областную и городскую конференции по практическим делам фонда, связанным с увековечением памяти героев Первой мировой войны. И обязательно привлечь к участию в этих общественных мероприятиях военную и гражданскую молодежь города и области.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ