Героям «давно забытой» войны.

Марина Кротова, член Союза журналистов Санкт-Петербурга.

Сегодня среднестатистический  российский школьник, изучая на уроке истории события Второй Мировой войны, вряд ли задумывается о том, что была еще и Первая. В подтверждение тому расскажу о курьезном случае. В одном из петербургских супермаркетов я искала диск с записью документальных кадров Первой Мировой войны, умело превращенных американцами в цветное кино. Названия фильма я не знала, и продавец, юноша лет двадцати двух, вызвался помочь. Он минут пятнадцать сидел у компьютера, «роясь» в поисковой системе и перебирая возможные варианты. Однако задачка не решалась… Слегка уставший молодой человек обернулся ко мне. «Может быть, «Турецкий гамбит»?» – спросил он вздыхая…

Самая «близкая» для наших современников война, которую вела Российская Империя, – Первая мировая – Великая – война. В ней сложили головы более четыре миллионов россиян. Однако, несмотря на временную «близость»,  менее всего правды известно нам именно о Первой Мировой. Ее события стали уделом историков и «узких» специалистов. В головах же многих непрофессионалов – увы, не только школьников – Первая мировая, Октябрьский переворот и Гражданская война слились в одно единое целое: не случайно  героев Великой (в русских архивах она часто значится как «Вторая Отечественная»)  войны называют порой… белогвардейцами.

В современной России более или менее  известны  только два спасенных после варварского уничтожения  мемориальных памятника Великой войны –   Московское Братское кладбище героев Первой Мировой войны и  Царскосельское Братское кладбище героев Первой Мировой войны в Санкт-Петербурге.

Монументы героям «давно забытых» войн в Советском Союзе были ненужным атрибутом по вполне известным идеологическим соображениям. Список утрат огромен. Уничтожались не только памятники Государям России. По всей стране разрушены десятки полковых храмов и памятники полководцам и героям Русской Армии. В Москве был снесен памятник легендарному генералу М.Д. Скобелеву, в Ленинграде были разобраны Московские ворота, воздвигнутые в память героев Русско-турецкой войны 1828-29 годов, в том же Ленинграде уничтожена Колонна Славы возле Троицкого собора – уникальный памятник, сооруженный из турецких трофейных пушек, добытых в Освободительной войне 1877-78 годов…Правда, Московские ворота были восстановлены в годы хрущевской «оттепели», рядом с Троицким собором появилась воссозданная (увы, без трофейных пушек) колонна, в Петропавловской крепости открыли  бронзовую памятную доску славному генералу Скобелеву, в Москве, возле станции метро «Сокол» восстанавливают захоронения на Братском кладбище и строят часовню в память героев  Первой Мировой войны. А в Царском Селе в честь 90-летия со дня окончания этой войны  установлен памятник-крест.

Маятник качнулся в другую сторону.  И мы, духовно обездоленные двадцатым веком, начинаем искать русскую историческую основу, пока, может быть, еще слабо понимая, что без нее обрушение неизбежно.

Зачем и кому нужны в современной России памятники героям «давно забытых» войн? Умеем ли мы слышать голоса неодушевленных предметов? Можем ли открывать двери прошлого и видеть мир, который спрятан за этими дверями, во всей его правде и простоте?

Об этом наш разговор с петербургским скульптором и архитектором, руководителем творческого коллектива, создавшего проект креста-памятника на Царскосельском Братском кладбище  – Владимиром Николаевичем Филипповым.

        М.К.  В настоящее время Вы являетесь одним изсоздателей организации «ВОЕНМЕМОРИАЛПРОЕКТ», которая занимается увековечиванием памяти воинов России, павших за Отечество.  Создание памятников воинам, павшим в Первую мировую войну 1914-1918 гг. входит в сферу деятельности Вашей организации?

В.Ф.  Для нас, русских людей, каждый воин, павший за Отчизну свят и праведен. Поэтому специалисты нашей организации давно занимаются увековечиванием памяти воинов Русской Армии, павших в Великую войну 1914-1918 гг.

11 ноября –  День окончания Первой Мировой войны. Главы государств и обычные граждане склоняют головы перед могилами и монументами героям войны.  В Санкт-Петербурге  эта дата была впервые официально отмечена  в день  90-летия окончания Великой войны – 11 ноября 2008 года, именно тогда  на Царскосельском Братском кладбище  был открыт  гранитный памятник-крест, созданный по нашему проекту.

М.К.  Как создавался этот памятник?

В.Ф.  В 2007 году ко мне и моему учителю в области военной архитектуры, заслуженному архитектору России, доктору архитектуры, профессору В.И. Мухину как специалистам в области военного мемориального проектирования обратились представители военно-патриотических организаций Царского Села с просьбой помочь в восстановлении Царскосельского Братского кладбища героев Первой Мировой войны. Это кладбище было создано  по воле Государыни Императрицы Александры Федоровны и находилось под особым ее покровительством. Здесь погребались тела воинов гвардейских полков, павших в Великой войне.  Это единственное сохранившееся братское погребение Кавалеров Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца Русской Гвардии. Наш авторский коллектив в составе ОАО «58 Центральный проектный институт» принял участие в государственном конкурсе и получил право на  создание проекта и строительство памятного знака – стелы…

Помню, как впервые мы пришли на эту территорию. Я увидел тогда заросший травой пустырь рядом с Казанским кладбищем, зажатый современными захоронениями и стихийными огородами, с несколькими березками и скромным деревянным крестом, установленным священниками Софийского собора и православными жителями Царского Села. У подножия креста –  случайно сохранившийся обломок могильной плиты офицера Русской Армии.

Изучив дневники и письма Государя и Государыни, архивные материалы и научные труды историков Царского Села, мы приняли решение проектировать не светский архитектурный знак, а православный памятник-крест. Практически каждая судьба погребенного здесь воина – это история христианина, для  которого естественным долгом было отдать свою жизнь за  Веру, Царя и Отечество. Меня без преувеличения потряс поступок известного военачальника, члена Государственного Совета, генерала Гриппенберга, шведа по происхождению. Он по преклонному возрасту не мог участвовать в  этой войне, но, умирая,  завещал похоронить его на Братском кладбище рядом с павшими офицерами и солдатами. Представлял я себе и похороны героя-казака сотника Золотарева. Его тело несли к кладбищу сквозь строй выстроившихся раненых воинов, а  за гробом ступал боевой конь сотника… Поразила меня и короткая жизнь Ивана Орлова, аристократа, лицеиста Царского Села и летчика-истребителя Великой войны, покорившего  своими подвигами даже французских асов…  Нельзя забыть военных врачей и священников, скончавшихся на своей службе, и  жен, и матерей генералов и офицеров  Царскосельского гарнизона, пожелавших упокоиться рядом с гвардейцами… Вот так и появился крест – на месте упокоения христолюбивого воинства.

Памятник-крест был установлен в 11 часов утра (точное время окончания боевых действий в Великой войне), 11 ноября 2008 года. Он освящен благочинным Царскосельского округа, настоятелем Софийского собора протоиреем Геннадием Зверевым и с военным парадом открыт на Царскосельском Братском кладбище героев Первой Мировой войны.

Дополнительно к проекту памятника мы разработали концепцию создания мемориального комплекса, в состав которого  включили восстановление и благоустройство разрушенных братских погребений и создание воинской церкви-памятника Великой войне. Авторский коллектив, в который вошли самые известные петербургские военные архитекторы и художники, решил отказаться от создания своего проекта храма, а попытаться восстановить историческую справедливость и найти неосуществленный проект церкви-памятника военного архитектора того времени. В этой идее нас поддержала выдающийся ученый и общественный деятель России, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая. И мы выполнили эту задачу. С помощью специалистов музея – заповедника «Царское Село» и музея А.В. Суворова наши военные историки нашли  в архивах эскиз церкви-памятника для братских кладбищ, удостоенный первой премии  на конкурсе Императорского Общества Художников-Архитекторов в 1916 году.  Автор проекта – архитектор С.Н. Антонов.

М.К. Вы упомянули уважаемую в Российской Империи профессию «военный художник», «военный архитектор»…

В.Ф. Профессиональный статус  офицера-архитектора сегодня сохранился только  в Вооруженных Силах Российской Федерации. Вы  правы, в Российской Империи, кроме военных архитекторов,  служили и  военные художники, например, такие великие мастера, как Иван Айвазовский, Василий Верещагин и Алексей Боголюбов. Практически все приглашенные Петром Великим из Европы гражданские архитекторы сразу получали военный чин. Это носило двоякую цель. Во-первых, большинство из них привлекалось на строительство воинских сооружений, а значит,  на службу. Во-вторых, Россия была всегда военным государством, и  принадлежность к армии придавала большее уважение к иностранным архитекторам. Насчет Русской Армии –  кроме командира  в состав руководства полка обязательно входили  –  военный православный священник (или военный капеллан) и  военный архитектор. Молитва, служба и…быт. Именно о быте и заботился военный архитектор. Причем о  быте – комфортном как для офицерских чинов, так и для нижних. Кстати, по нормам Русской Армии, с небольшими изменениями действовавшим почти до 1917 года, командиру роты полагалось иметь квартиру в шесть комнат площадью 104 квадратных метра. Причем в квартире командира полка обязательно  был   зал для еженедельного приема офицеров полка с семьями.  Каждый полк имел свой воинский храм – полковую церковь и музей полка. Большинство их сейчас разрушено, но в Санкт-Петербурге, к счастью, сохранились несколько полковых храмов гвардейских полков и самый главный воинский храм Казанский собор.

Вот так единством долга, духа и тела крепились и  побеждали Российские армия и флот. В настоящее время военные архитекторы существуют только в Санкт-Петербурге –  ученые и преподаватели, которые служат и дают архитектурные знания   курсантам Военного инженерно-технического института Военной академии материально-технического обеспечения МО РФ. Замечу –  расположенного  в бывшем воинском архитектурном комплексе казарм Кавалергардского Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка. Это блестящая научная и профессиональная школа, продолжающая  традиции русской военной архитектуры. Ярким примером служит наличие в составе этой школы, основанной профессором, полковником В.И. Мухиным, военных и гражданских кандидатов архитектуры и доктора архитектуры, профессора, генерал-лейтенанта М.А. Бунина.  Кстати, это единственный генерал в современном мире, да и, пожалуй, в истории военной архитектуры имеющий ученую степень доктора архитектуры.

М.К. Вы сказали, что на Братском кладбище в Царском Селе будет и церковь… Некоторые современные архитекторы, проектируя  православные храмы, предпочитают идти по линии авангарда, постмодернизма… Ваш взгляд на подобную ситуацию.

В.Ф. Не моя задача давать оценку произведениям искусства, могу только обозначить принципы нашей практической деятельности. В течение нескольких лет проектная организация АНО «Дарси», которой я руководил, по просьбе православного прихода выполняла работы по проектированию храма  Святых Царственных Страстотерпцев на улице Бурцева в Санкт-Петербурге. В идее создания храма было заложено воинское православное начало, так как члены семьи Государя Императора Николая II были шефами полков Русской Армии. То есть мы в своей работе основывались на  архитектурных традициях строительства полковых храмов Российской Империи.  Традиции русских военных памятников были применены и в создании –  на средства  российского благотворителя И.А. Найвальта –  памятного знака месторасположения Лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка. Знак установлен у стен полкового храма – Софийского собора в Царском СелеЕсли  мы будем строить церковь на Братском кладбище, то мы воплотим замысел автора, который соответствует лучшим традициям  русского зодчества.  

М.К. Перефразируя известный афоризм английского литератора Самуэля Джонсона о патриотизме, позволю себе сформулировать –  « История – последнее прибежище порядочного человека». В истории, в частности, в истории России, мы ищем ту опору, которая позволит держаться нам в настоящем и, может быть, станет мостом в будущее.   Скульптурные памятники как частицы материальной культуры, может быть, тоже станут своеобразными знаками,  которые «застолбят» наш национальный путь?

В.Ф.  Во времена доктора Джонсона, впрочем, как и сегодня, слово «патриот» означало следующее – «тот, чьею руководящей страстью является любовь к своей стране». Да он так высоко ставил это слово. Но что интересно,  через некоторое время в Литературном клубе из уст того же господина Джонсона прозвучал противоположный  афоризм –  о «последнем прибежище негодяя». С какой целью? А просто  доктор Джонсон боролся за свои личные политические интересы в английском парламенте и считал, что только он и его партия –  истинные патриоты, а противники –  те негодяи, которые лезут в патриоты! Он всегда считал слово «патриот» самым почетным только для себя и своей партии. Если помните, эта дешевая политическая  фраза «патриотизм-прибежище негодяя» была подхвачена Львом Николаевичем Толстым и как всегда по-русски применена как удар оглоблей  по его противникам и заодно она ударила и до сих пор ударяет по всему честному, что есть в патриотической любви к Родине –  России… Да,  верно –   монументальная история –  почти вечный мост в будущее. Это, конечно, греет душу и скульпторов, и архитекторов. Обычные творческие амбиции… Но художники умирают, а их творения остаются. И многие люди даже не знают авторов. А памятник стоит. И если он удачен, то и, слава Богу. Значит,  делает свое дело…

М.К. Кстати, в советское  время в Ленинграде (да и в Москве, и в других городах) было немало памятников  деятелям советской эпохи… Что с ними делать: уничтожать, демонтировать, переплавлять? Ведь иные из них сделаны очень талантливо…  

В.Ф. Надо ли уничтожать памятники неугодным политикам? Московский памятник Дзержинскому по своей художественной ценности не уступает картине «Смерть Марата» Жака Луи Давида. Но французская картина признана мировым шедевром, а блестящий по художественному исполнению памятник советскому политическому деятелю демонтирован. Исторически эти политические деятели одинаково неоднозначны и одинаково значительны. Опять наша оглобля сметает то, что должно являться, по моему мнению,  предметом эстетического изучения и сохранения  исторической правды. Я скажу жестче: не ты ставил памятник, не тебе его и сносить…И отправлять памятники на «задний двор», в какое-то особое место, особый парк тоже, по моему убеждению, также недостойно, как забыть память своей семьи, какой бы она ни была.

Пока наш  город до сих пор –  исторический и культурный учебник для российских граждан, да и, надеюсь, для многих гостей северной столицы. Не люблю слова «Северная Венеция» или «Пальмира», очень по-европейски красивые, но  бледные сравнения. Кстати, Санкт-Петербург – Петроград всегда был военной столицей Российского государства.

М.К.  Скульптура –  наиболее демократичный, наиболее доступный для обозрения вид изобразительного искусства. Место «жительства» скульптуры – как правило, открытое пространство: площадь, улица, парк, кладбище… А это значит – каждый может взирать и каждый может судить… Скульптурный памятник  несет, таким образом, двойную «тяжесть». Он должен понравиться и он  должен нести в себе некую историческую «нагрузку»  значимости той или иной личности… Уже упомянутая вами картина Жака Луи Давида все-таки хранится в Брюссельском музее изящных искусств, а значит, спрятана от большинства глаз…

В.Ф. Давайте говорить не только о скульптуре, но и вообще о монументальных памятниках и сооружениях. Эти объекты, как часть градостроительства и архитектуры независимо от нашего вероисповедания, пола, возраста, расы, государственной принадлежности, культуры, образования и нравственности незаметно и мощно влияют на нас, живущих или временно существующих в их среде. Сильнее этого только природа, созданная Богом. Судит, конечно, каждый по- своему, и в этом прелесть жизни… Талант и сила ремесла всякого художника сочетается с образом того или чего он изображает. Но есть и еще одна особенность данного монументального творчества:  памятник будет «жить» в  исторической архитектурно-художественной среде, уже созданной до тебя. И это самое главное испытание для деятеля искусства. Сумеешь ли ты, идя вперед, не разрушив созданное до тебя? Самый избитый пример Эйфелевой башни, трактуемый во всем мире как образ суперсовременной архитектуры,  не мешающей, а наоборот,  продолжающей создание города. На мой,  абсолютно субъективный взгляд, появление этого интересного с точки зрения  конструктивного искусства объекта не гармонично продолжило градостроительную структуру города, а сделало Париж другим и парижан –  другими людьми, не лучшими и не худшими –  просто другими. Но не кажется ли вам, что эта башня стала важнее самого города и  становится уже и символом Франции? А если бы главным символом Парижа остался собор Парижской Богоматери?

Наш  город  счастливее. Он имеет свой главный архитектурный символ — первый градообразующий элемент Санкт-Петербурга,  духовный символ православной религии города. Это Петропавловский собор с летящим к небесам и Богу и охраняющим город золотым ангелом.

М.К. В Российской Империи всякая идея, как военного, так и гражданского  скульптора, архитектора непременно соотносилась с Высочайшим мнением, одобрением…

В.Ф.  Как правило, заказчик серьезного произведения –  сам личность. А если это только  человек с деньгами – откажись. Иначе незаметно для себя пойдешь по его пути. Так как, работая по заказу, ты так или иначе общаешься, а значит, и духовно живешь с заказчиками. Вот почему самые великие военные произведения архитектуры и изобразительного искусства в России были созданы в имперскую эпоху –  когда Государи России были сами офицерами и людьми высочайшей художественной культуры и высочайшего патриотизма. Поэтому  они могли оценить и , что важно, не жалеть никаких средств как на создание произведения так и на оплату труда автора. Сегодня очень часто происходит следующее. Заказчик говорит: вот даю столько и не больше, выкручивайся, как хочешь, и будь рад работать при этом бесплатно, так как я даю тебе главное –   твое произведение будет жить.  Но надо отдать должное моим собратьям по ремеслу. И сегодня, невзирая на все, зачастую за свой счет они выполняют свою работу. И эта работа, несмотря на определенные лишения, всегда радостна. Я не видел по-настоящему счастливым человеком ни одного настоящего профессионала, бросившего свое Богом данное ремесло и ставшим успешным в другой профессии.

М.К. Весь Санкт-Петербург – это своеобразный памятник русским победам

В.Ф. Наш город – это военная столица Российской Империи. Он строился военными и предназначался для расквартирования войск Гвардии Русской Армии. Первым сооружением города была Петропавловская крепость – духовный, архитектурный и военный центр города. И, естественно, город, как великая военная столица Империи, стал сосредоточением выдающихся гвардейских полков, учебных военных заведений и, конечно, военных архитектурных и монументальных памятников, ведь история России – это история многочисленных воин. И к чести петербуржцев большинство монументов сохранено. Хотя и забыли при этом, что это не просто памятники архитектуры, но и памятники военной славы…

Я вспомню нашу работу над  восстановлением одного из самых ярких и трагичных военных памятников – памятных досок в Георгиевском зале  Главного Штаба на Дворцовой площади. Зал, созданный Российской Империей для увековечивания славы Кавалеров ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца, офицеров Генерального Штаба Русской Армии.  Представьте круглый великолепный по декоративному убранству зал с досками из белого итальянского мрамора, на которых золотом увековечены имена героев от великих военачальников – Кутузова, Скобелева –  до простых офицеров служивших Вере, Царю и Отечеству. В 1917 году приклады  мародерствующей толпы разбили эти доски, и на многие десятилетия история этого зала остановилась и практически была забыта. К счастью, командование войсками Ленинградского военного округа сумело  найти деньги на воссоздание петербургского Георгиевского зала. Восстановлено все, как было задумано у авторов: в белом итальянском мраморе, буквы текста покрыты сусальным золотом. Зал был воссоздан содружеством военных и гражданских архитекторов и художников. Для меня лично это большое счастье. Ведь я получил  возможность не только своими руками выполнить эти доски –  в течение года, работая в архивах, я жил судьбами этих великих воинов и настоящих мужчин. К сожалению, список героев Генерального Штаба Русской Армии остался не полон, особенно героями Великой – Первой Мировой войны. Две революции, в феврале и октябре 1917 года, остановили эту работу.

М.К.  В Европе много памятников героям Великой войны…

В.Ф. В Европе они есть не только в каждом даже маленьком городе и селении, но являются предметом искреннего поклонения и сохранения всех граждан –  от школьника и  ветерана до самого прожженного политикана. Особенно военные кладбища. Я даже не хочу приводить примеры – все кладбища ухожены! Вот боль и  огромная нравственная беда России. Каждый сантиметр нашей Отчизны полит кровью героев и жертв великих и малых войн. До сих пор прах миллионов воинов и граждан России Первой и Второй Мировых войн не находит мемориального покоя как в  России так и в странах СНГ, а сколько российских могил  в Европе, за которыми ухаживаем не мы, а иностранцы, благодарные  памяти наших воинов, спасших  Европу и мир! Я учился скульптурному ремеслу еще в Советском Союзе и начинал работу  студентом, участвуя в государственной мемориальной программе увековечивания павших воинов Великой Отечественной войны. Работа проводилась в деревнях Башкирии. Вот там я не из книжек и учебников, а из рассказов родичей и однополчан павших героев узнал о  великих военных жертвах России. Иногда количество павших на войне деревенских жителей было равно количеству современных односельчан.

М.К. Монументы русским героям, созданные в девятнадцатом веке, – это памятники воинам, погибшим за Веру, Царя и Отечество… Памятники, установленные в двадцатом веке, имеют  другую направленность…Хотя во многом, на мой взгляд, в изобразительных деталях копируют лучшие образцы прошлого…

В.Ф. Да, СССР было атеистическим государством. Однако мемориальная пропаганда воинской славы, пусть и была избирательна, но она была общегосударственной, и в ней участвовали профессионалы. Мы во многом не учитывали мемориальную культуру Российской Империи, но, несмотря на это, было создано множество выдающихся воинских памятников, тем более что делали их бывшие фронтовики, защитившие Отчизну от нацизма.

 

М.К. После Второй Мировой войны в СССР появилось множество монументов «Матери-Родине»… Скульпторы вольно или невольно обращались, таким образом, к образу  Богородицы…

 

В.Ф. Милость Богородицы в скорбные минуты  спасала нашу Отчизну от врага… На Царскосельском Братском кладбище мы установим на памятнике бронзовую рельефную икону Августовского явления Божией Матери воинам Русской Армии в Первой мировой войне. Лик Божией Матери будет обращен к братскому погребению генералов, офицеров, солдат, военных священников и врачей. Там лежат и российские женщины, жены военных и сестры милосердия.

К нашему стыду, мы создаем мало памятников женщинам России, отдавшим своих мужей, детей и свои жизни для защиты Веры и Отечества. Для меня особо почитаема  покровительница Русской Армии, шеф Кавалергардского полка  и глава Русского Красного Креста, Государыня Императрица Мария Федоровна, супруга Государя Императора Александра III.  Мы подготовили проект памятника этой замечательной женщине.

М.К. С помощью молчаливых памятников политики и до сего дня продолжают выяснять отношения… Всякий нормальный человек  долго не забудет страшный взрыв в Грузии…

В.Ф. Разрушение памятников –  это самое большое безумие политиков, которые этим убивают и себя и историю своего великого народа.

Что мы знаем о египетской, шумерской, древнеамериканских цивилизациях? Остались только памятники или предметы, которые играют роль памятников культуры. Мы практически не  имеем носителей информации древних времен, мы знаем только ряд монументальных объектов, которые остались в веках как величественные знаки миллиардов человеческих мыслей, знаний чувств и исторических событий. Кто скажет сейчас что останется от нас через тысячелетия? Скажут – электронные носители, книги фильмы и т.д. А вот смогут ли их прочитать и просмотреть?  Первое, что уничтожается в период цивилизационных катастроф, –  это информация – она становится объектом ненависти народных масс, как, на  взгляд народа, основная причина бед. Посмотрите, на что мы сейчас ссылаемся, виня во всех человеческих грехах наше время…Виновато телевидение, кино, пресса, книги и т.д. и т.п.

Вот почему памятники–  наиболее объективные источники информации. Они как крайне дорогостоящие объекты несут самую выверенную современную точку зрения народа и власти о себе и о своих целях. Посмотрим на один из великих периодов мемориального строительства в России – конец девятнадцатого  и начало двадцатого  века. С середины девятнадцатого столетия в Российской Империи появились «бесы»  и медленно-медленно стали душить православную Русь. И началось грандиозное возведение храмов, памятников, каждая нищая деревня  строила  деревянные или каменные церкви, иногда несопоставимые по своему величию с местом и местным населениям. Армия и флот массово создавали полковые храмы. А памятники …. Сотни, тысячи – государям, военачальникам, ученым, победам и поражениям… Для чего? Православный русский мир неосознанно чувствовал надвигающуюся катастрофу и создавал монументальную память о себе. Варвар жесток, но не методичен, да и некоторые из них по той или иной причине сами спасут монументальные памятники религии и культуры от разрушения. К тому же разрушить их –  дорогое удовольствие.  Проще налепить эмблему нового политического строя –    и все. Вот в чем сила памятника –  он, пусть и изуродованный,  остается жить дальше и незаметно нести в души людей то,  что в нем было заложено.

Сегодня наступил  период возрождения и строительства монументальных православных памятников –  часовен, церквей, храмов и храмовых комплексов, монастырей и обителей.  И главный  монументальный знак нашего времени –  православный крест не только над  православными храмами, но и над  памятниками, связанными с увековечиванием памяти воинов России, павших за Веру и Отечество.