Сказки пишут для храбрых.

«Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 222 от 16.11.2012.

Наш город является родиной отечественной военной авиации В нынешнем году Россия отмечает столетие военной авиации. О роли Петербурга в формировании этого рода войск, о том, как сегодня в нашем городе хранится память о тех, кто создавал российскую авиацию, рассказал кандидат технических наук автор многочисленных трудов по истории авиации Владимир ИВАНОВ.

– Владимир Петрович, среди военных историков постоянно идут споры: какой день можно считать «отправной точкой» в создании российской военной авиации?

– Военно-воздушные силы начинаются не с наличия летчиков и самолетов, аэродромов, каких-то экспериментальных структур, а с формирования боевых частей, способных выполнять конкретные боевые задачи. И такие части начали формироваться в Русской императорской армии c 10 мая (по новому стилю 23 мая) 1912 года, а во флоте – с 18 (31) мая того же года.

Приказом военного министра № 397 от 30 июля (12 августа) 1912 года авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба. Но это не было признанием самостоятельной роли авиации в структуре Вооруженных сил. Официально оно пришло со времени подписания Николаем II указа за № 222 от 30 апреля 1916 года о формировании отдельного Императорского военно-воздушного флота, включившего в себя как сухопутную, так и морскую авиацию. По разным причинам полная реализация этого приказа была завершена только летом 1917 года.

Таким образом, единой даты создания военно-воздушных сил не существует. Каждое из «силовых» ведомств Российской империи – Военное и Морское министерства – проводили собственную политику. И лишь в годы Первой мировой войны объединение авиационных сил стало жизненно необходимым.

– Какие места в Петербурге связаны с рождением и становлением военной авиации?

– В Воздухоплавательном парке еще в конце XIX века учились летать на воздушных шарах, затем на аппаратах тяжелее воздуха. В 1910 году здесь была открыта Офицерская воздухоплавательная школа (ОВШ), где грамотные офицеры создавали (и вполне успешно) первые конструкции самолетов. Здесь учили летать будущих летчиков. Потом Офицерскую воздухоплавательную школу перевели в Гатчину, а чуть позже открыли ее филиал на Корпусном аэродроме (ныне на этой территории расположен парк Авиаторов). Мемориальные доски на стенах главного здания ОВШ говорят о событиях, связанных с историей военного воздухоплавания, в том числе и о том, что школу закончил прославленный летчик – герой Первой мировой войны штабс-капитан Петр Нестеров.

– Где еще готовили русских летчиков?

– В Политехническом институте размещались разнообразные учебные заведения авиационного профиля. Для подготовки авиационных инженеров в 1909 году там были открыты Курсы авиации и воздухоплавания – первая высшая авиационная школа России, имеющая право выдавать дипломы и свидетельства. Помимо нее при вузе существовали и средние специальные учебные заведения. Так, для подготовки военных летчиков в 1912 году в Политехническом институте открылись Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, после начала Первой мировой войны – Курсы авиации и воздухоплавания (для «охотников»), аналог Офицерских (обучать вместе нижних чинов и офицеров считалось неэтичным) и Курсы авиамехаников, а в 1916 году для подготовки морских летчиков – Курсы гидроавиации. Все они сыграли большую роль в подготовке специалистов для военной авиации.

– Как известно, сначала наши летчики летали на самолетах заграничного производства. А где в нашем городе начали строить аэропланы?

– В Петербурге было основано первое русское авиационное предприятие – завод Первого петербургского товарищества авиации и воздухоплавания, переформированный потом в завод Щетинина. Отметим, что его основные корпуса находились на углу Корпусной и Большой Гребецкой улиц, а на Комендантском аэродроме – сборочный цех и ангар. На предприятии работал Дмитрий Григорович, создавший ряд оригинальных конструкций, в том числе летающие лодки М-5, М-9, М-15, в 1915 – 1918 годах составлявшие основу морской авиации России. В 1917 году он основал собственный авиационный завод.

На Петроградской стороне располагались авиационные заводы Слюсаренко, Мельцера, на Песочной набережной – предприятие Пороховщикова. На Выборгской стороне выпускал моторную продукцию «Русский Рено».

В устье Черной речки, на участке бывшей Строгановской набережной, располагались основные корпуса Авиационного отделения многопрофильного Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). В его цехах под руководством выдающегося конструктора Игоря Сикорского строились многие оригинальные конструкции, в том числе первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1916 – 1917 годах этим производством заведовал молодой выпускник Петроградского политехнического института Николай Поликарпов, впоследствии выдающийся авиаконструктор. Для серийной постройки «Муромцев» на Корпусном аэродроме РБВЗ открыл еще один завод.

На Комендантском аэродроме находилось одно из первых отечественных авиационных предприятий – завод Лебедева – и рядом были выстроены сборочные цехи и ангары многих русских авиационных заводов: Щетинина, Русско-Балтийского, Слюсаренко, Пороховщикова. В 1917 году на северо-восточной окраине Комендантского аэродрома открылись авиационные заводы Мельцера, Засс, Ланского и других промышленников. Вообще в районе этого аэродрома к 1918 году было сосредоточено более половины самолетостроительных предприятий России.

– Революционные события 1917 года повлияли на авиационную отрасль?

– В декабре 1917 года ввиду недальновидной государственной политики авиационные заводы Петрограда лишились заказов. «Молодой Советской республике не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помад», – изрек один из руководителей Высшего совета народного хозяйства Ларин. Началось разбазаривание станочного парка, имущества. Чтобы хоть как-то сохранить производственные мощности, все авиационные предприятия Петрограда независимо от места их расположения и выпускаемой продукции были сведены в один авиационный завод.

Начавшаяся Гражданская война показала ошибочность взглядов нового руководства государства на авиацию. В конце 1919 года Петроградский соединенный авиационный завод переформировали в Государственный авиационный завод № 3 «Красный летчик», основу которого теперь составляли лишь заводы Щетинина, Лебедева и РБВЗ, а в 1920-х годах, после реконструкции, в завод № 23. Потом этот завод стал называться Северным. На здании его проходной вблизи улицы Генерала Хрулева находится мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь работал знаменитый русский конструктор Игорь Сикорский.

– Как сегодня в нашем городе хранится память о тех, кто проложил дорогу в небо?

– Можно утверждать, что память о первых летчиках, конструкторах, ученых, деятелях авиации сохраняется в нашем городе достаточно слабо. Фактически она ограничивается лишь названиями отдельных улиц. Это отношение наглядно проявляется в экспозиции Музея истории города. В его залах вы не найдете отражения славной авиационной истории города, в котором зародилась отечественная авиация и в котором она прошла серьезный этап своего становления.

Для сравнения: в Национальном музее истории Татарстана целый зал посвящен легендарному самолету У-2, конструктором которого является Николай Поликарпов. Его строил в Казани эвакуированный из Ленинграда авиационный завод № 387, ряд других предприятий Татарии. 14 тысяч У-2 – таков выдающийся вклад Татарии в Победу. Но до войны в Ленинграде также было построено около 16 тысяч У-2, из которых не менее 9 тысяч воевали на фронтах Великой Отечественной. Кто об этом знает? Кто этим гордится?

Лишь энтузиасты, для которых история авиации не просто коллекция любопытных фактов, а патриотизм не только звонкое слово, с искренней верой в завтрашний день проводят научные встречи, пишут и издают статьи и книги по истории авиации и о роли великого города в ее рождении. Другие без всякой материальной поддержки сверху на свои скудные средства строят самодельные конструкции, летают на них, будоража звуком мотора в небе души мальчишек мечтой о полетах. Ведь, как написал когда-то поэт-фронтовик Александр Коваленков, «Сказки пишут для храбрых. Зачем равнодушному сказка? Что чудес не бывает, он знает со школьной скамьи…»

Подготовила Марина КРОТОВА